Вестник Московского городского
Московский доктор
научного общества терапевтов
Вестник МГНОТ
Статьи

Евгеника: зло или благо?

Полтора столетия не прекращаются ожесточённые споры вокруг евгеники - учения об улучшении человека с помощью селекции. Одни убеждены в необходимости борьбы с вырождением генофонда во имя сохранения человечества как полноценно развивающегося биологического вида, другие – категорически против разделения людей на «чистых» и «нечистых». Кто же прав? Попробуем разобраться…
Впервые о евгенике заговорили в 1865 г., её «отцом-основателем» считается сэр Ф. Гальтон – видный учёный и двоюродный брат небезызвестного Ч. Дарвина. К этим джентльменам мы обязательно вернёмся, но сначала поговорим о тех, кто ещё в античности высказывал идею о необходимости улучшения человеческой «породы», а в Новое время – принялся делить народы на «цивилизованных» и «дикарей».

О «полноценных» и «неполноценных»

Начнём с Феогнида, древнегреческого поэта, который ещё в VI в. до н.э. удивлялся тому, что люди ищут породистых быков и жеребцов с безупречной родословной, но при этом «хороший человек не остерегается брака с порочной дочерью порочного родителя». «Так не удивляйся ухудшению стати нашего народа из-за того, что хорошее смешивается с низменным», - резюмирует стихотворец.
Философ Платон удивлением не ограничивается, предлагая практические способы решения проблемы. В знаменитом диалоге «Государство» он утверждает, что не следует растить детей с физическими либо умственными дефектами, а также рождённых от «неполноценных» родителей. Им, по мнению философа, не нужно оказывать медицинскую помощь, а «моральных уродов» и вовсе надо казнить. При этом, полагает Платон, идеальное общество идеального государства обязано поощрять не только крепкий семейный союз, но и временные связи избранных мужчин и женщин для появления на свет здорового, высокоинтеллектуального потомства.
Если верить античным историкам, первые практические попытки «улучшения селекции» рода людского предприняли спартанцы, сбрасывая со скалы младенцев, родившихся с физическими увечьями. Впрочем, большинство современных историков склонны считать эту жутковатую историю выдумкой афинян – извечных политических соперников спартанцев. Эдакий «чёрный пиар» античности.
Новое время – новые песни. Колонизируя Америку, Африку и Азию, «просвещённые» европейцы варварски истребляли и эксплуатировали аборигенов, воспринимая их как неполноценных дикарей, почти животных. Приобщать таких к цивилизации бессмысленно, рассуждали благородные джентльмены, поэтому «дикарям» остаётся лишь подчиняться, а нам – повелевать. Пресловутое «бремя белого человека» к середине XIX столетия стало новым этапом разделения людей на «полноценных» и «неполноценных». Но отныне речь шла уже не о физических или интеллектуальных недостатках индивидов, а об «ущербности» целых народов или рас. На этом фоне в Англии появляются две знаковые книги - «Происхождение видов» Ч. Дарвина и «Наследование таланта» Ф. Гальтона.

Семья и брак... генетический брак

Знакомство с теорией эволюции стало поворотным моментом в жизни Гальтона. Он писал Дарвину: «Появление вашего «Происхождения видов» стало настоящим кризисом в моей жизни; ваша книга прогнала ограничения моего старого суеверия, как кошмарный сон, и впервые дала мне свободу мысли». Изучив теорию эволюции, Гальтон пришёл к выводу: талант, характер, интеллект и прочие качества мы наследуем от своих предков. Поэтому от состоятельных, умных, культурно развитых людей появляется элитарное потомство, а участь биологически неполноценных нищих, глупцов и бездарностей – плодить себе подобных и деградировать.
Возможно ли улучшить людей, вопрошал Гальтон, и сам же отвечал: да, поскольку их, как и животных, можно и даже нужно селекционировать. Так появился термин «евгеника» (от греч. εύ (eu – «хорошо») и γένος (genos – «род, потомство») – наука, изучающая способы улучшения физических и умственных характеристик человеческой популяции.
«Мы определяем это слово для обозначения науки, которая… изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить», - писал Гальтон.
На первый взгляд, идея благая: пусть рождаются здоровые, красивые и талантливые дети, а родителями станут лучшие из лучших. Но возникает принципиально важная проблема. Основной постулат любой селекции – худший материал не должен участвовать в размножении, он выбраковывается. А это означает, что большая часть человечества оказывается вне игры: во имя совершенствования рода человеческого оно вообще не должно плодиться и размножаться». Так возник парадокс, сталкивающий евгенику с моралью, этикой, да и просто со здравым смыслом. Казалось, после такого столкновения учение Гальтона пойдёт ко дну, подобно «Титанику», но у него оказалось немало влиятельных сторонников, удержавших евгенику на плаву.

Евгеники о «неких»

Гальтон, разумеется, осознавал, что заставить людей принудительно скрещиваться, а затем выбраковывать «неудачное» потомство, как при селекции животных и растений, невозможно, поэтому предлагал пропагандировать евгенические идеи поэтапно. Сначала евгеника должна быть принята на академическом уровне, затем – последовательно и неуклонно внедряться на практике. И, наконец, апофеоз – закрепление евгеники в национальном сознании, подобно религиозному культу.
Людям XXI века подобные планы покажутся нелепыми, но сто лет назад многие восприняли их «на ура». В 1907 г. Гальтон основал в Великобритании первое в мире Общество евгенического образования (Eugenics Education Society), евгеника стала преподаваться в британских университетах. А в США сразу перешли от теории к практике. Молодая растущая нация, обильно пополняющая свои ряды за счёт мигрантов со всего света, рьяно взялась за селекцию человеческого «материала».
В начале XX столетия в США стали появляться исследования, доказывающие необходимость жёстких мер по борьбе с «вырожденцами». Авторы обычно проводили анализ нескольких семей, начавших родословную с асоциальных предков. Хрестоматийный пример - родословная клана некоего бродяги по кличке Джук. Первые данные относятся ещё к 1878 г., на тот момент семейка Джуков насчитывала 7 поколений общей численностью около 1 200 человек. 300 из них умерли ещё в младенчестве, 310 – избрали для себя стезю профессиональных нищих, они провели в приютах в совокупности 2 300 лет. 440 человек стали инвалидами по собственной вине. Более половины женщин рода Джуков были проститутками, 130 - осудили за различные преступления. Лишь 20 человек в роду овладели какой-либо профессией, причём 10 из них сделали это, находясь в тюрьме. Расходы государства на Джуков составили свыше 1,25 млн долларов - колоссальная по тем временам сумма.
Второй массив данных о клане Джуков датирован 1915 г. Семейство к тому времени разрослось уже до 9 поколений общей численностью 2 820 человек. Утверждалось, что условия их существования значительно улучшились, но, тем не менее, авторы исследования констатируют те же самые черты – «умственная отсталость, праздность, распутство и бесчестность, несмотря на то, что на судьбу членов рода уже не оказывала негативного влияния их дурная семейная репутация». Совокупные расходы государства на Джуков к 1915 г. составили около 2,5 млн долларов.
Зачем нужны обществу подобные люди, патетически вопрошали евгеники. Их уже не исправить и не улучшить. Бракованный генетический материал не может участвовать в селекции. И не будет!

Не плодитесь и не размножайтесь!

В 1907 г. американский штат Индиана стал первым в мире регионом, принявшим закон о принудительной стерилизации тех, кто страдает психическими заболеваниями, имеет различные отклонения (слепые, глухие, эпилептики и т.д.), а также криминальные наклонности. Со временем к инициативе Индианы присоединились ещё около трёх десятков штатов.
Под пристальное внимание евгеников попала и миграционная политика США. Они активно лоббировали принятие законов, ограничивающих приток выходцев из «нежелательных» стран. Идеальный гражданин, полагали евгеники, должен быть высок, здоров, обладать развитым интеллектом и востребованной на рынке труда профессией. Ну и, разумеется, «правильной» европеоидной расой. Азиаты, африканцы, латиноамериканцы, по мнению «селекционеров», представляли опасность для популяции.
Под влиянием евгеников в ряде штатов был введён запрет на межрасовые браки и брак с теми, кого признали психически неполноценными. «Селекционеры» скрупулёзно высчитывали какой должна быть идеальная американская семья: изучалась родословная мужа и жены, оценивались здоровье и привлекательность супругов, просчитывалась вероятность рождения у них столь же здоровых и крепких детей и т.п.
Всё это очень напоминает «расовую гигиену» практиковавшуюся в гитлеровской Германии. Немудрено: ведь руководители рейха очень интересовались наработками американских евгеников, многие из которых охотно консультировали немецких коллег. Например, до начала второй мировой войны благотворительный Фонд Рокфеллера спонсировал эксперименты печально известного «ангела смерти» Й. Менгеле. Справедливости ради заметим, что термин «евгеника» германскими нацистами не употреблялся, как не было у них и евгенических государственных программ. Зато была собственная программа «расовой гигиены», согласно которой нацисты вслед за американцами занялись массовой стерилизацией тех, кого считали «неполноценными». Вскоре «истинные арийцы» перешли от стерилизации увечных и душевнобольных к массовым расправам над «неполноценными народами». Финал известен - крушение гитлеровской расовой антиутопии.
Вторая мировая война и чудовищные преступления нацистов нанесли сокрушительный удар по мечте евгеников о создании идеального общества с помощью селекции генофонда: мир убедился, как далеко могут зайти игры в «чистых» и «нечистых». Тем не менее, попытки переформатирования рода людского продолжались и во второй половине прошлого столетия.
В 1950-е гг. американские власти активно боролись с рождаемостью в бедных семьях, значительную часть которых составляли чернокожие. Известно, что в округе Санфлауэр штата Миссисипи, стерилизации подверглись аж 60% темнокожих женщин, причём большинство из них понятия не имели о предстоящей операции, поскольку к врачам их приглашали под другими предлогами. К 1961 г. «процедуре» подверглись свыше 60 тыс. граждан США, из них 61% - женщины. В Пуэрто-Рико к 1965 г. стерилизовали около 35% женщин. Подавалось это как надёжный метод контрацепции, отличный способ уменьшить бедность и рост населения штата.
В Европе примеру США последовали Дания (первая стерилизация произошла в 1925 г.), Латвия (1937 г.) и Швеция (1934 г.). К слову, шведские евгеники «продержались» едва ли не дольше всех: программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в этой стране до 1976 г. Впрочем, в Европе, в отличие от США, варварский метод человеческой селекции широкого распространения не получил. Не считая, разумеется, относительно краткого времени нацистского господства в Старом свете.

Мы пойдём другим путём

А что же Россия? Немало учёных и общественных деятелей с интересом восприняли идею улучшения населения, в 1912 г. на международном конгрессе евгеники Российскую империю представляла внушительная делегация - 64 человека. Однако американские методы наши соотечественники отвергли категорически. Создатель теории анархо-коммунизма князь П. Кропоткин возмущался теми, кто называл фабричных рабочих или матерей, в одиночку воспитывающих детей, «генетическим мусором». Напротив, убеждал он оппонентов, именно они куда более приспособлены к выживанию, способны лучше противостоять невзгодам, чем изнеженная, рафинированная светская публика и богатые бездельники. Психически нездоровые люди, писал Кропоткин, зачастую склонны к творчеству и могут оказаться талантливее многих здоровых. Не меньшей критике подверглась в России теория расового превосходства: так, например, известный публицист и этнограф И. Шкловский писал, что одна раса не может превосходить другую хотя бы по той причине, что на Земле не существует совершенно чистых рас. И, разумеется, никакой стерилизации: русские учёные предлагали уделять основное внимание гигиене, улучшению питания населения, своевременному лечению и профилактике болезней.
О формировании и воспитании «нового человека» в полный голос заговорили после установления в России советской власти. В октябре 1920 г. известный биолог, организатор науки, Н. Кольцов создал при возглавляемом им Институте экспериментальной биологии Русское евгеническое общество. Отметим, что среди его членов был и нарком здравоохранения РСФСР Н. Семашко. Сотрудники Общества изучали фенотипы и генотипы человека, собирали информацию о значении биологических факторов в истории, материалы русских семейных хроник. Они проводили евгенические обследования выдающихся деятелей (в основном, писателей), разрабатывали анкеты по изучению наследования различных способностей, проводили научные экспедиции «для биологического посемейного обследования». Под редакцией Н. Кольцова увидели свет семь томов «Русского евгенического журнала».
В 1922 г учёный опубликовал научную статью о биосоциологии с красноречивым названием «Улучшение человеческой породы». Годом позже публикуется работа «Генетический анализ психических особенностей человека», затем – ещё несколько трудов на эти темы. Кольцов призывал к созданию Homo Creator, Человека Созидающего. Для реализации этой задачи, полагает учёный, необходимо отобрать физически сильных, одарённых людей с высокой нравственностью, создать для них условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои таланты и оставить после себя много детей. Для этой благой цели, уверяет Кольцов, можно использовать и искусственное оплодотворение. А вот аборты и любое иное ограничение рождаемости – безусловное зло, поскольку ограничивает генетическое богатство популяции.
В 1920-х гг. евгеника пользовалась в СССР поистине неимоверной популярностью. Журналы полнились научно-популярными статьями, апологеты «дивного нового мира» выступали с лекциями по всей стране, евгенику изучали в институтах и университетах. В Русское евгеническое общество активно вступали педагоги и врачи. По инициативе евгеников охрана младенчества и материнства стала одним из приоритетных направлений советской медицины. В стране массово создавались женские консультации, где наблюдали за беременностью женщин, пропагандировали соблюдение гигиены и профилактику детских болезней. До вступления в брак жених и невеста должны были в письменном виде информировать друг друга о наследственных болезнях, венерических заболеваниях и случаях туберкулеза в своих семьях. В середине 1920-х гг. евгеники стали изучать наследования групп крови и распределение их в различных этнических группах, проводили опыты по биохимической генетике человека и животных.
Однако расцвет отечественной евгеники длился недолго. Уже со второй половины 1920-х гг. некое «общество биологов-марксистов» занялось выявлением «классовых врагов, засевших за микроскопами». В список учёных, проповедующих чуждые советскому обществу «вредительские теории», попали едва ли не все выдающиеся биологи СССР. Кольцову вменили в вину пропаганду евгеники, «буржуазность», отсутствие классового подхода в науке и т.п. В 1929 г. Русское евгеническое общество прекратило существование, а само слово «евгеника» стало едва ли не бранным.
Судьба Н. Кольцова оказалась трагической. После крушения советской евгеники он занялся генетикой, однако и она вскоре попала под огонь адептов «лысенковщины». В 1939 г. газета «Правда» заклеймила Кольцова «лжеучёным» - своеобразная «чёрная метка» от властей. Год спустя арестовали ведущих советских биологов во главе с Н. Вавиловым. Кольцова не раз вызывали в качестве свидетеля, однако нужных следователям показаний он так и не дал. В ноябре 1940 г. поле ужина в ленинградской гостинице «Европейская» Кольцов почувствовал себя плохо и через несколько дней скончался. Одни утверждают, что не выдержало сердце учёного, другие настаивают на версии отравления. Похоронили основателя советской евгеники на Введенском кладбище Москвы.

Отголоски евгеники сегодня

Сегодня тема евгеники в нашей стране, как и в мире, вроде не обсуждается. С другой стороны возникают разговоры о «золотом миллиарде» полноценных людей, о предложениях по сокращению «ненужного» населения в мире. Насколько это пустые разговоры, где тут приверженцы теории заговора – покажет будущее. Кто-то даже возникновение ковидной истерии относит к проявлениям все того же отношения к части людей, как к неполноценным.
Слово «неполноценный» имеет самые разнообразные оттенки. От физической неполноценности до умственной. И если физическая неполноценность не обсуждается как ограничитель размножения, то с умственной всё не так просто. Несколько лет назад разразился скандал, когда выяснилось, что женщин-психохроников насильственно стерилизуют лишь по согласованию с руководителем учреждения. И, похоже, такая практика продолжается до сих пор.
Кое-кто может быть за такую политику по ограничения рождаемости, но по зрелому размышлению этого быть не должно. Как минимум должны быть прозрачны процедуры с привлечением специалистов по этике в каждом конкретном случае принятия такого решения. Ведь умственная отсталость по наследству передается лишь при очень ограниченном числе заболеваний. А вот приобретается она, в том числе, из-за внешних причин, например, в сиротских приютах. И тогда надо винить не генетику, а общество. Как и в обсуждаемой ранее «неполноценной» американской семье.
Сейчас, наблюдая события, происходящие на Ближнем Востоке, мы видим, как расистские идеи затуманивают мозги всем участникам этих конфликтов. А ведь они вообще имеют под собой, в основном, религиозную подоплеку. Правильно ли определять происходящее, как проявление фашизма? Как обычно всё тут зависит от точек зрения. Но однозначно можно сказать, что Холокост, ставший «вершиной» трансформации идей евгеники, не дает индульгенции. И подогреваемые различными политтехнологами расистские идеи в близких нам странах, где они, умелые, быстро находят благодатную почву, не ведет, как мы видим, ни к чему хорошему. Так что пока ситуация не успокоилась и не выправилась.

Что впереди?

Осталась ли евгеника в прошлом? Мнения на сей счёт самые разные. Молекулярная и генетическая биология развиваются стремительно, многие полагают, что мир стоит на пороге биореволюции - качественного скачка в развитии биотехнологий: биоинформатики, генной инженерии и т.д. Быть может, одним из важнейших результатов этой научной революции станет появление биоевгеники - науки, основанной на совершенно новых принципах и с новым содержанием. В отличие от старой классической селекционной евгеники, предполагавшей массовое выведение новой «породы» людей, биоевгеника подразумевает индивидуальную персонификацию: возможность прижизненного изменения физиологических и психокогнитивных свойств отдельных людей в соответствии с их желаниями и предпочтениями.
Энтузиасты биоевгеники предполагают несколько направлений её будущего развития: иммортация (замедление или прекращение действия биологической программы старения, кардинальное увеличение продолжительности жизни); ювенация (омоложение организма, устранение уже возникших возрастных изменений); биотерапия (эффективное лечение болезней, создание в организме биологической системы, предотвращающей возможность возникновения заболеваний); биопластика (изменение телесных и психокогнитивных качеств и свойств человека).
Биоевгеника существенно изменит человека, его экономические и правовые отношения, физическое состояние, окажет серьёзное влияние на демографию. К сожалению, все эти благие намерения отдельных ученых-энтузиастов мало обсуждаются с точки зрения этики. А ведь подобные вмешательства могут отрицательно восприниматься многими людьми именно из-за этических нарушений, из-за моральных ограничений.