Архив газеты
"Вестник МГНОТ"


Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Управление качеством медицинской помощи

Главный спонсор
Высшей Школы Терапии МГНОТ
Раздел: Все статьи
Академики А.И.Воробьев и И.И.Гительзон, профессор П.А.Воробьев
«Географическое и геополитическое положение России уникально. Используя его, она может стать важнейшим транспортным узлом, связывающим железнодорожными, шоссейными, океанскими магистралями Запад и Восток, Запад и Юг, Северную Америку и Европу. Сроки продвижения товаров по этим магистралям могут снизиться в десятки раз, а материальные выгоды от их создания для России – огромны».
«Академия наук – три века служения Отечеству»,
Г.В.Осипов, Москва, 2013

«Еще недавно пустынные и бедные по виду области нашего крайнего Севера были почти безлюдны, только кое-где туземец сопровождал стада оленей. Теперь же безлюдный Север бурно люднеет. В ряде мест первоначально возникают одна-две избушки, а через год-два виднеются улицы домов, заправских поселений с клубами, кино, радио и прочими культурными учреждениями».
А.И.Минеев, «Пять лет на острове Врангеля», «Молодая гвардия», 1936

В течение последних лет тотальный международный кризис захватывает один регион за другим. Социальные противоречия мира все больше втягивают в уже идущую малую войну элемент религиозный – противостояние ислама остальному человечеству. Выраженная безработица на Северном Кавказе, в южных республиках разрушенного Советского Союза становится плацдармом исламистской агитации, ломающей культуру народов, провоцирующей переселенческие процессы.
Обсуждая проект «ДОРОГА», следует иметь в виду надвигающиеся перемены в демографии общества. Уже существующие принципиальные успехи в химиотерапии опухолей в ближайшие 10-20 лет устранят одну из важнейших причин смерти людей второй половины жизни. В лучшую сторону меняется прогноз заболеваний, связанных с атеросклерозом артерий: смертность от инфаркта миокарда за последние 10-20 лет снизилась почти втрое (в частности, в связи с появлением эндоваскулярной хирургии).
В результате увеличится возраст населения - за счет старых людей, которые физически не станут существенно крепче, а интеллектуально не станут умней, но достаточно активных, опирающихся на большой жизненный опыт. Старики наполнят наши семьи, они будут уменьшать не только потребность в яслях, детских садах, но, быть может, и - младших классов школ. Изобретателем старому человеку быть трудно. Однако передать следующему поколению огромный багаж знаний и опыта может только старый. Совершенно не случайно именно старик, к тому же и косноязычный - Моисей - записал в назидание потомкам обязательные для общества правила поведения, положенные потом в основу трёх главнейших религий: иудаизма, христианства, ислама. Как бы ни извращали тексты каменных скрижалей недальновидные потомки, основа поведения человеков и их обществ остаётся неизменной на протяжении тысячелетий.
Демографический сдвиг неизбежно потянет за собой перемены в жилищном строительстве. Личное общение людей уже сейчас в большой мере оттесняется дистанционным. Нужда в мегаполисах, отягощающих жизнь и культуру народов, уменьшится, и им на смену придут относительно небольшие поселения – маленькие города, энерговооруженные хутора, как это произошло во многих странах Европы. Повсеместная у нас тяга к строительству дач отражает негативное отношение человека к «небоскрёбу». Изменение порядка расселения людей важно при планировании транспортного обеспечения сегодня малонаселенных (и продолжающих запустевать) районов Сибири и Севера. Для связей между небольшими населенными пунктами может быть использован легкий транспорт - автомобильный, двигающийся по грунту – гусеничный, на воздушной или на магнитной подушке, по просекам.
Достижение железнодорожными линиями скоростей 200-350 км в час делает наземный транспорт сопоставимым с воздушным, без энергетических затрат на удержание корабля в воздухе. Дорожная сеть может охватить весь мир: от Токио до Москвы, Берлина, Кейптауна… Не обеспечиваемые тоннелями, мостовыми и понтонными переправам проливы будут снабжены скоростными паромами. Первая линия могла бы соединить Токио через Сахалин, Татарский пролив, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Тында, Якутск, Новый Уренгой, Надым, Салехард, Лабытнанги, с Москвой, Петербургом, Стокгольмом, Берлином, Парижем и Лондоном.
Все живые существа, включая растения, бактерии и грибы, теснейшим образом между собой связаны, исчезновение одних видов влечет за собой исчезновение других. Свой удар получит и человек. Наши внуки не слышали песни жаворонка, не видели и не слышали чибиса, многие не знают трели соловья. Примером гибельных последствий бездумного хозяйствования можно привести Подмосковье. В Москве-реке (выше города) исчезли пескари, раки, т.к. в грязной воде они не живут. На лесных полянах из множества ярких и крупных бабочек остались лишь белые и жёлтые среднего размера и редкие. Исчезли (почти) прибрежные стрекозы с темно-синими крыльями, исчезли кузнечики-«кобылки» – красно- и синекрылые, с треском взлетавшие из-под ног. Не видно «майских» и других крупных жуков. Если сравнить птичий гомон подмосковного леса сегодня и нескольких десятилетий ранее, то можно без большого преувеличения сказать, что наш лес замолчал. Впрочем, этот лес стал похож на таковой Западной Европы. Теперь над поймой верхней Москвы-реки нависла угроза тотального жилищного строительства, которое уничтожит не только природу, но и приведет к резкому ухудшению питьевого водоснабжения города.
Слышим реплики: «Где кузнечики, а где мы?» Но мы неразделимы. Невозможно отломить кусочек мироздания, не нанеся ему в целом непоправимого ущерба. Ноосфера настоятельно требует от имеющихся объединений ученых (у нас это - прежде всего – Академия наук) проектов, исключающих вооруженные решения спорных вопросов, переноса их в плоскость научных задач.
Сегодня огромное число международных проблем обдумывают чиновники, пусть даже - прекрасные дипломаты. Но предлагаемые ими решения устраивают их начальников, хотя в долгосрочной перспективе могут оказаться глубоко ошибочными.
Объяснять значение сухопутного северного пути, дублирующего морской через Ледовитый или Индийский океаны, нужды нет. Именно от него должны идти меридианальные дороги с юга к берегу Ледовитого океана. Количество сложнейших научных задач на этой части суши огромно. И не случайно в начале тридцатых годов «Главсевморпутём» с его основания руководил член Академии наук СССР Отто Юльевич Шмидт. Сухопутный проект должна возглавлять группа крупных ученых по отраслям. А поскольку проект сразу будет иметь международный характер, чиновничий аппарат должен быть создан самими учеными.
Как? И вопрос о Курильских островах передать академикам? - Нет, конечно. В соответствии с законом территориальные проблемы будут решать те, кому это право дано: референдум, Президент, парламент. Но в подготовке документов, идей участие научных работников незаменимо. Скорее всего «рынок» здесь должен уступить место «плану».

Перечень научных проблем проекта:
Трасса. Чем севернее пройдет дорога, тем она будет короче. Просматривается связь с частично построенной в начале 50-х годов и работающей на севере «Мертвой дорогой». Меридианальнальные трассы есть сейчас вдоль Енисея (от Ачинска до Лесосибирска), вдоль Лены (от станции БАМ на Транссибирской магистрали до Тынды (БАМ) и до Якутска, где моста через Лену ещё нет), вдоль Амура от Волочаевки до Комсомольска-на-Амуре (БАМ) и строится дорога в сторону Де-Кастри и Николаевска-на-Амуре (с возможным переходом на о.Сахалин). Действуют также трассы Тюмень – Новый Уренгой - Надым, Москва – Лабытнанги – Ямал (Бовоненково). Существует проект прокладки дороги от Усть-Илимска на Лене (от БАМа), через Лесосибирск до Ханты-Мансийска с пересечением трех великих рек – Ангары, Енисея и Оби, и далее – до Ивделя в Свердловской области. Этот проект носит относительно локальный характер и необходим, по мнению разработчиков, для перевозки товаров и угля на уральские заводы.
Энергетика. Несетевые энергетические установки с аккумуляцией электро- и теплоэнергии малых мощностей – ветровые, водные и, возможно, водородные. Многое делалось в Новосибирске в РАН. Миниэлектростанции для малых рек Петербург не только выпускает, но и экспортирует. Норвегия, Швеция живут многочисленными, но не крупными по мощностям, установками, использующими энергетику малых рек, приливно-отливную. Небольшая гидроэлектростанция на реке Хантайка в Снежногорске питает электроэнергией не только Норильские металлургические комбинаты, но и расположенные вокруг на расстоянии нескольких сотен километров от нее малочисленные городки и поселки вдоль Енисея – Игарку, Дудинку и др. На приколе у города Надым стоит сухогруз с небольшим атомным реактором в трюме на случай аварийного отключения электроэнергии в окружающих районах. Решения есть и многие из них очевидны.
Использование дешевых и прозрачных углеводородных материалов должно решительным образом менять положение в растениеводстве севера с его вечной мерзлотой, но долгим летним днем - более двух десятков часов на протяжении месяцев - (дополнительным бонусом для солнечной энергетики является прозрачность воздуха), огромными запасами «ветровой энергии», системой грунтовой аккумуляции энергии, возможно – водородной энергетикой.
Дорожное строительство. Применительно к пустынной Сибири все дорожные планы неизбежно будут натыкаться на резко выраженное её безлюдье: на севере, к востоку и западу от Енисея. Заселение Сибири должно идти вдоль рек и дорог. Параллельно железнодорожному БАМу идёт почти заброшенная, трудно проходимая автомобильная грунтовая трасса, построенная как временная для возведения железной дороги - одноколейной с одноколейными!!! мостами. Хотя есть и несколько широких железобетонных мостов. Стратегически это выглядит на грани преступления: ещё сохраняются переброшенные через реки металлические опоры с полусгнившим деревянным настилом. Легковые автомобили по некоторым из них иногда могут пройти. Местные грузовые машины двигаются вброд. Как показывает тамошний опыт, без людей всё умрёт. Создаётся впечатление, что плотность живущих в Сибири медведей превышает таковую людей.
Потребуются дорожные строители скоростных трасс для поездов и дорожники для автодорог, грунтовых дорог, специалисты по струнным дорогам (если таковые все-таки есть). Последние годы построена наконец – десятки лет! – дорога от Читы до Хабаровска, строится автомобильная дорога на порт Ванино и Советскую Гавань, частично построена дорога на Якутск и далее – на Магадан, за несколько лет появились дороги от Екатеринбурга, Перми, Тюмени до Ханты-Мансийска, Нового Уренгоя, Надыма. Строится автодорога между Надымом и Салехардом.
Конечно, потребуются мосто- и тоннелестроители, учитывая необходимость перехода с Сахалина, крупнейших сибирских рек в среднем и нижнем течении – Лены, Енисея, Оби. Все эти сооружения придется создавать в условиях вечной мерзлоты. Но такие мосты уже появляются, примером чего может служить автомобильно-железнодорожный мост в Надыме, железнодорожный и автомобильный мосты в Комсомольске-на-Амуре и др.
Совершенно самостоятельным разделом является строительство меридианальных дорог вдоль рек Сибири и связанных с ними поселений. Этот объект имеет большое значение, в частности, в выделении финансов, которые могут осваиваться небольшими частями. Но «зимники» должны отойти в область истории. А на гигантских пространствах прибрежной (к Ледовитому океану) тундры должны возникнуть своеобразные острова активного хозяйствования, использующего в полной мере солнечную энергию полярного лета, дешёвые углеводороды.
Агрокультура Севера Многое было сделано, а потом утрачено, для зон вечной мерзлоты в каторжных сталинских лагерях – например, овощеводческий совхоз Эльген на Колыме, в Дудинке. Вопрос о малолюдных поселениях, удаленных от источников энергообеспечения близок к проблеме жизнеобеспечения в космическом полете. Многое есть в работах по обеспечению длительных космических полетов в Красноярском институте биофизики РАН, где их начало «благословил» Сергей Павлович Королёв; полностью автономное «космическое поле» пшеницы в Красноярском НИИ биофизики РАН успешно функционирует. Есть и другие хорошие заделы в этом институте, выполненные под руководством академика И.И. Гительзона, в работах других НИИ РАН Сибири. Там же были выполнены исследования по борьбе с гнусом на строившихся электростанциях Сибири.
Надо хорошо продумать натуральное хозяйство: местное рыбообеспечение – дозированное, молоко – козье и лошадиное, требующее малых заготовок зимних кормов, мясо - оленье и лошадиное (использование лошадей не только в качестве тягловой силы хорошо развито в Якутии, там лошади копытят: добывают себе корм из-под снега, сена им не надо).
Генетические особенности. Неизбежно возникнет вопрос о генетической предрасположенности некоторых аборигенов Севера к алкоголизму (беда финно-угорских народов). До революции были на Севере регионы с запретом ввоза водки. Надо об этом говорить. В Финляндии по этому поводу многое сделано. Да и у нас есть регионы, которые проблемой занимаются плотно – Республика Коми, Архангельская область. Есть проблемы и иной чувствительности некоторых народов к лекарствам из-за иного метаболизма.
Отдельная сумма проблем по геологии, добыче углеводородов. Специалисты по переработке углеводородов на прочные материалы. Вероятно, эти вопросы носят характер хорошо изученных. Но их реализация столкнётся с проблемой безлюдья.
Появление северного дубликата «шелкового пути» изменит на своей трассе всю структуру жизни регионов – ее народов, хозяйства. Возникнет потребность организовать переработку углеводородов Западной Сибири, Ямала, Таймыра, Сахалина, Воркуты на местах их добычи с созданием комбинатов разнообразия пластмасс, металлопластиков.
Специалисты лесного – древесного – хозяйства. Гигантские масштабы лесных хозяйств Сибири на базе, допустим, Игарки, позволяют создать домостроительство из негорючих древесных материалов с запасом готовых сборных домов, которые смогут обеспечить жильем в считанные дни (часы) любую из известных мировых катастроф, предложить на рынок сейсмостойкие лёгкие небольшие дома. Катастрофы надо моделировать! О возможном сотрудничестве с Японией по развитию в Сибири мощного домостроения для Юго-Восточной Азии говорил на совещании во Владивостоке в 2016 году премьер Японии Абе.
Наше сегодняшнее отношение к лесу, выращиванию древесины, как и вообще к растениеводству, очень далеко от возможностей биологии ХХI века. А ведь регулирование роста растений: трав, деревьев, может встать на тот же биологический уровень, что и в животном мире: гормоны, световая и тепловая энергетика, генные модификации. Есть бамбуки, вырастающие на десятки сантиметров в день. Современному железобетону больших домов лес может противопоставить древесно-стружечную плиту, где роль арматуры (для небольших домов) возьмет на себя бамбук.
Специалисты по рыбоводству. В Израиле, в песках пустыни разводят осетровых в воде, получаемой из километровой глубины скважины. А дальше - своеобразные ниспадающие террасы, где откармливают рыб. У нас всё описанное «берут на себя» бесплатные реки, текущие с юга на север в Ледовитый океан… На огромных водных просторах Сибири, получившей транспортные связи, развернется создание нового рыбного хозяйства, которое с первых же шагов должно быть строго рассчитано. Рыбы в Сибири много, но много не только из-за объемов водного массива, но и сравнительно небольшого отлова в малонаселенной местности. Впрочем, рыбоперерабатывающий комбинат в Салехарде, кажется – единственное оставшееся предприятие, поставляющее консервы из речной рыбы (налим, ряпушка, щука и др.) за рубеж. Запасы рыбы ограничены ее воспроизводством из-за низких температур водной среды холодной Сибири. С другой стороны, разведение рыбы кетовых пород требует именно холодной пресной проточной воды. Но основная откормочная база находится в огромном - фактически, безбрежном океане - Ледовитом, Тихом.
В отношении кетовых пород рыборазведение у нас не надо начинать с нуля. С осетровыми дело обстоит похуже, но не намного. Как и в отношении лесного и углеводородного хозяйства рыбная ловля в Сибири должна быть подчинена строжайшей научной обеспеченности и, притом, очень высокой квалификации. Сначала – наука, потом коммерческие расчеты. Но рыба рано или поздно будет конкурировать с мясом, преобладающим в нашем белковом рационе сегодня. Объём хозяйственных перемен при этом будет довольно существенным. Изменится и внешний вид людей, снизится уровень ряда распространенных заболеваний.
Специалисты по конфессиональным проблемам (для предупреждения международных распрей даже в зародыше).
Социологи. Организаторы здравоохранения, решение проблем скорой помощи.
Переход медицины на электронный документооборот сделал возможным и желательным, чтобы пациент хранил у себя электронные версии своих медицинских документов. Под руководством академика А.И. Воробьева разработан национальный стандарт «Электронная версия истории болезни». Создается оборудование для дистанционной медицинской помощи, контролируемого самолечения (проф. П.А. Воробьёв) – проект MeDiCase.
Требует принципиального переустройства транспортная кабина (она же – мобильная палата) скорой помощи. Это должен быть модуль для оказания максимально возможной экстренной помощи в условиях как автомашин (скорее всего – мощных грузовиков на базе военных КАМАЗов), так и в полете на грузовом вертолете. Здесь речь не только о медицинском оборудовании, но и о возможности использования инверторов для подключения медицинских приборов к различным по напряжению сетям. И, конечно, необходимо существенно менять лицо санитарной авиации, делая ее ключевой в оказании экстренной медицинской помощи жителям отдаленных поселений.
Специалисты по вопросу перехода народов кочевого оленеводства, охотников на китов, тюленей, моржей в современный индустриальный мир - если они есть. Что-то надо заимствовать из истории Центральной и Южной Африки, Южной Америки, Аляски. Но Ямал и Таймыр каменного века должны быть переустроены, конечно, без стремительного напора-насилия над привычным бытом аборигенов. Оказывается, в нашей стране живут тысячи неграмотных людей!! Да, пастухам можно и без грамоты?!!
Поселенцы извне должны располагаться с исключением национальных и религиозных объединений. Язык должен быть русский. Законодательная база для переселенцев требует очень серьезной проработки, но непременное условие – недопустимость создания национальных, территориальных объединений, являющихся почвой для межнациональной враждебности. В школьном и ином образовательном процессе необходимо опираться на дистанционные, интернет-базирующиеся методики, скайп. Еще одна проблема - регулирование деторождения.
Кто из деньгодержателей может быть заинтересован в таком проекте, кроме России? В первую очередь Япония, страны Западной Европы, которые смогут на огромной территории восточнее Урала развернуть свои мощнейшие технологические достижения, страны юга и юго-востока Азии (вопрос о США - обособленный).
Каким организационно могло бы быть учреждение предлагаемого проекта? Наверное, Акционерное общество – ему границы не помеха. Или - Президиум РАН. Отличительная особенность проекта – его фрагментарность. Множество отдельных составных частей может проектироваться и запускаться в производство независимо ото всей работы и её частей, независимо от получения денег на первых порах. Многие работы будут иметь быструю отдачу вне связи с выполнением проекта в целом.
Один из авторов текста, знакомясь с поднимаемой проблемой, прошел на лодке Ангару до ее устья - И.И. Гительзон, другой – П.А. Воробьев, за рулем машины проехал трассы: Москва-Хабаровск-Южно-Сахалинск, Москва-Иркутск-дорога, параллельная БАМу до Тынды, и далее до Якутска, и от него на Магадан, трассу Москва-Ямал-Надым. Про путешествия созданы фильмы.
Современная военная техника, «сбросив» броневую защиту, оружие, «одев» пластмассовую оболочку, при исходной мощности двигателей, может взять на себя транспортное обеспечение поселений вне магистрали.

О финансировании:
Составление первого - проектного - этапа работы надо оплачивать из текущих бюджетов институтов РАН. Очень важно именно на этом этапе избавиться от всякого рода коммерческого сопровождения. По крайней мере, в начале работы сотрудничества с «рыночниками» желательно избегать.
Думается, что на первых этапах работы, а быть может и потом, во избежание тяжёлых последствий «сдельщины» (трагедии гибели шахтеров, высокой аварийности самолетов, является прямым следствием элементов сдельной оплаты труда) работники предлагаемого экстраординарного проекта должны оплачиваться близкими или одинаковыми ставками. Именно такого масштаба проект может стать полигоном, где формируются условия перехода от современного и ещё распространённого вчерашнего уродливого капитализма к новой экономико-политической конструкции. Многолюдные семьи должны получать дотации на не зарабатывающих «едаков». (Здесь ни в коем случае нельзя допускать примитива, «прямого» прочтения текста, демонстрировать умение расшибать лоб… Не надо спешить отбирать хлеб у авторов небоскрёбов - передовых, вероятно, в веке ХХ, но не современных в ХХI).
Надо обратить особое внимание на проект струнных дорог. Их принципиальнейшая особенность - отрыв трассы от грунта. Разновеликие по высоте опоры могут иметь под трассой нетронутую почву. Резко снижается сопротивление движению за счет исчезновения трения гонимого составом воздуха о землю; растет тягловое КПД. Если удастся для этих дорог создать подвижные составы из лёгких материалов, то двигатели совсем не обязательно будут электрическими. Ими могут стать моторы самолетов (а кабинами - отработавшие свой срок их корпуса). Вообще, новая культура, которую несут струнные дороги, представляющие собой нечто среднее между поездом, самолетом, автомобилем, требует всесторонней проработки учёными совершенно разных специальностей. Действующих таких дорог нет. Есть рекламный шум. Но струнные дороги - очевидный конкурент высокоскоростных железных дорог, в строительстве которых и их общей протяженности - в кратчайший срок - безусловным лидером оказался Китай (между прочим - социалистический). При этом выяснилось, что окупаемости этих дорог нет ни в ближайшей, ни в обозримой перспективе. Но в Китае их выгоду увидели в увеличении общей занятости населения страны, экономическом росте даже на фоне кризисных явлений. Обычный «рыночник» здесь отвернётся.
К разработке отдельных фрагментов проекта было бы разумно привлечь одаренных студентов физфака, химфака, биофака, мехмата МГУ, Физтеха, других ВУЗов (Сибири, в частности). Всё это, конечно, должно полностью исключать кампанию, рекламу. Выбор трасс - важнейший вопрос; привлечение аборигенов к его решению, естественно, напрашивается.
Предлагаемая к обсуждению тема настолько многопланова, что представляется труднейшим вопрос об её адресности. Адресаты должны сами к ней приходить. Впрочем, по профессиональной принадлежности в первом ряду следует быть добытчикам углеводородов. Из таковых когда-то обратил на себя внимание Вагит Юсуфович Алекперов, который в благотворительной акции дал деньги на преподавателей детских музыкальных школ. Довольно редкое предложение, свидетельствующее о нестандартности мышления.
В заключении еще одна цитата из книги А.И. Минеева, вышедшей 80 лет назад: «Гигантские лесные угодья, громадные выпасы для оленя, обилие ценнейшего зверья от белки до драгоценной чернобурой лисицы, неисчерпаемые рыбные богатства. Все это требует рук людей, которые бы разработали, добыли, взяли. Много, очень много нужно будет людей самых различных специальностей, чтобы добыть нефть Хатанги, угли Норильска и Сангара, флюориты Амдермы, графиты Курейки, соль Нордвика и Вилюя, олово, вольфрам и молибден Чукотки. Трудно перечислить все места, богатые различными ископаемыми. В устьях рек и на островах создаются порты и судоремонтные базы и даже громадные заводы, как Мурманский судоремонтный, лесопильные и консервные заводы. Растут такие центры, как Игарка, Тикси, Диксон, Амдерм и Нордвик, превращаясь из зимовок в крупные поселения промышленного городского типа». Далеко не все сбылось, что перечислено в этой книге, многое было построено на костях заключенных и потому, с падением диктаторского режима, исчезло. Представляется, что сообщество свободных людей сможет решить эту непростую задачу.

   

Коментарии:
К данной статье нет ни одного коментария

Авторизируйтесь, чтобы оставлять свои коментарии