Архив газеты
"Вестник МГНОТ"


Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Управление качеством медицинской помощи

Главный спонсор
Высшей Школы Терапии МГНОТ

Мария Зубарева
Шутка о двух древнейших профессиях известна всем. А если серьёзно: какая профессия является самой древней? Претендентов немало, однако, в пользу врачей есть документальное свидетельство, и не где-нибудь, а в самой известной книге всех времен и народов – Библии.

Именно в Первой книге Ветхого Завета - Бытие - впервые упоминается слово «врач». Читаем здесь о смерти Иакова, отца 12 сыновей, родоначальников колен израилевых: «Повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали… И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование».
Бальзамирование – изобретение египетское. В этой стране, которая, по словам древнеримского историка Плиния Старшего, изобиловала болезнями, врачебное искусство процветало. Сам Моисей, первый еврейский врач, скорее всего, изучал искусство врачевания в Египте. По мнению бывшего руководителя Роспотребнадзора России Геннадия Онищенко, Моисей был первым санитарным врачом в истории человечества. Он впервые ввел понятия: пища, карантин, срок хранения продуктов, записав, что мясо животных можно есть только первые два дня, а потом его нужно уничтожить. Что было естественно и необходимо в условиях жаркого климата.
На берегах Нила практиковало множество лекарей. «Отец истории» Геродот отмечал, что здешние врачи занимались лечением какой-либо одной болезни. Каждое семейство должно было иметь по каждой болезни особенного «специалиста». При этом искусство египетских врачевателей ценилось столь высоко, что к их услугам прибегали даже персидские цари Кир и Дарий.
Конечно, медицинская наука в древнейшие времена была проста и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней. Самыми распространенными и почти единственными средствами были елей (иногда в соединении с вином) и пластырь из смоквы. Названия лекарственных средств звучат торжественно, однако, елей – всего лишь «деревянное» (оливковое) масло, а смоква – инжир. Не только плоды шли в дело, но и некоторые части живых организмов. «Книга Товита» советует, например, поймав рыбу, извлечь из нее сердце, печень и желчь, а далее - употреблять по мере надобности: «Если кого мучит демон, или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится». И таким вот образом лечились граждане древних царств…
Обратимся к источникам, дабы нас не заподозрили в искажениях. Пророк Иезекииль повествует: «Я уже сокрушил мышцу фараону, царю египетскому; и вот она еще не обвязана для излечения ее и не обвита врачебными перевязками». Пророк Исайя сокрушался, видя «язвы, пятна, гноящиеся, раны неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем». Он же рекомендовал лечить нарывы следующим образом: «Возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву, и он выздоровел».
Особенно одобрительно говорится о врачах в Ветхом Завете, в книге Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честию по надобности в нем… Знание врача возвысит его голову... Господь создал из земли врачества… ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его… и дай место врачу, ибо и его создал Господь… в иное время и в их руках бывает успех».
Заметим, как сказано: «в иное время». Потому как в случае болезни следовало сначала обратиться к Господу, а потом уже к врачам. И негодует Священная Книга по поводу иудейского царя Асы, который «в болезни своей взыскал не Господа, но врачей». Аса болел долго и мучительно, и это посчитали за кару небес.
Состоянию духа и в те незапамятные времена уделяли большое внимание. Читаем в Притчах Соломона: «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости».
Мы помним похвалы ветхозаветного Иисуса, сына Сирахова, врачам, но и в Новом Завете находим благожелательный отклик у Евангелиста Матфея: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Одним из авторов Евангелий был св. Лука - гениальный изограф, по преданию, писавший иконы Богоматери, одна из которых – Владимирская - является на протяжении столетий главной русской святыней. Нелишне напомнить, что Евангелист Лука был ещё и врачом (судовым доктором), и почитается, как покровитель медиков.
Впрочем, Новый Завет о лекарях почти не упоминает, разве что в притче о женщине, исцеленной Мессией. Как ни далек этот эпизод двухтысячелетней давности, но проглядывает в нем и день сегодняшний. В Евангелии от Марка находим эту притчу: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние, - услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его… и тотчас же иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». В том, что эпизод имел место, трудно усомниться, ибо то же рассказывает и врачеватель евангелист Лука, подтверждая свидетельство св. Марка. Здесь Библия утверждает безусловное превосходство духа над телом и научными знаниями, о чем много говорят и пишут по сегодняшний день. Как и про истории с не слишком добросовестными лекарями.
Итак, статус врача, как древнейшей профессии, подтвержден на самом высоком уровне.
   

Коментарии:
К данной статье нет ни одного коментария

Авторизируйтесь, чтобы оставлять свои коментарии