Архив газеты
"Вестник МГНОТ"


Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Управление качеством медицинской помощи

Главный спонсор
Высшей Школы Терапии МГНОТ
Председатель: профессор П.А. Воробьев
Секретарь: А.Б. Зыкова
Доклад: Доктор медицинских наук, профессор Лазебник Леонид Борисович (МГМСУ им. А.И. Евдокимова) «Я - терапевт … »
Пройден большой путь, цифры заставляют подвести какие-то итоги, поставить перед всеми нерешенные вопросы, которые не удалось решить, но они будут вечными. Кое-что сделать удалось, я очень благодарен школе, в которой я учился – Первому медицинскому институту – слушая лекции по анатомии в этом зале, факультетской терапевтической клинике, где сформировался. Потом в московском здравоохранении проработал и, конечно же, 20 лет работы в должности главного терапевта г.Москвы во многом изменили мировоззрение, видение проблем, отношение с коллегами. У меня были очень хорошие учителя, я их благодарю. Сформировалось такое отношение к коллегам, что мы должны друг другу помогать и поддерживать. Каждый из нас имеет право на ошибку, но есть один принцип, принцип российской медицины: все для больного. Но сейчас это, к сожалению, меняется, я не хочу сказать, что это, наверное, возраст, потому что раньше и деревья были большие, но все-таки то, что происходит сейчас, это не совсем правильно.
Давайте попробуем вернуться к тому, что есть. Я отстаиваю свою жизненную позицию и право на эту профессию, потому что некоторые руководители здравоохранения, случайно попавшие на эту должность, считают, что такой специальности нет. Я попытался проанализировать «А почему они так говорят?» и понял, что мысли не напрасны: «А мы вообще кто? Кто такой терапевт?!».
Итак, терапия – это, по-гречески, лечение, терапевты – врачеватели. В современном понятии терапевт – это врач-специалист по заболеваниям внутренних органов. Лечит фармакологическими препаратами без инструментального вмешательства. А что же было позавчера? А позавчера был великий врач, который определил всю современную медицину 2000 лет назад. Это был Гиппократ. Сейчас молодые специалисты не умеют разговаривать с больными, щупать, слушать. А Гиппократ тогда сформулировал: «просмотр тела – целое дело, это требует зрения, слуха, обоняния, осязания, языка, знаний и рассуждений». Терапевтом был Иисус, потому что как сказано в Евангелие: «И ходил Иисус, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, и приходили к нему все немощные, одержимые различными болезнями и припадками».
Проходят сотни лет. Случается научно-техническая революция, русских врачей отправляют учиться в Германию, они там защищают диссертации. И вот доктор Данилевский защитил диссертацию, по своему названию весьма актуальную для нашего времени, – «Исцеление болезней, искоренение их причин следует искать не от врачей-аптекарей, а только от государственной власти».
Ну и, конечно, Сергей Петрович Боткин, его новейшие методы исследования и клинические разборы больных, посмертное подтверждение диагноза. А дальше началось наступление техники и технологий. Произошла вторая научно-техническая революция, техника двинулась вперед. Появился электрокардиограф, рентгенограф. Начиная с середины XIX века начинает развиваться раздирающая терапию узкая специализация. Теряется искусство познания больного, а вместе него приходит автоматизированная диагностика нозологических форм. Почти утеряно умение системно оценивать целостное состояние организма, традиционные принципы лечения больного почти не существуют.
Сейчас в нашем здравоохранении происходит следующее. Всеми постсоветскими странами был подписан контракт с Всемирным Банком Реконструкции и Развития по реорганизации здравоохранения. Происходит монетизация льгот, переход на одноканальное финансирование, реорганизация бюджетных больниц, закрытие малопроизводительных ЛПУ и сокращение персонала.
И все-таки вернемся к терапии. Почему же у нас возникают проблемы?! Потому что нормативной документации в этой специальности нет, нет должностных прав врача-терапевта. По заданию Министерства труда и Национальной медицинской палаты создали документ, который определяет обязанности врача-терапевта. Во всяком случае, мы знаем, что можем делать, а что нет. Например, терапевт не имеет права ничего назначить пациенту с патологией органов кровообращения или пищеварения пока его не посмотрит кардиолог или гастроэнтеролог.
Потом была такая ситуация, что составлялись стандарты по скорой медицинской помощи. Пригласили всех главных специалистов города и каждый писал свой раздел. Их писали по нозологическим формам, по МКБ. А терапевту, оказалось, и писать нечего.
Таким образом, врач, осуществляющий творческий процесс диагностики и лечения, является работником определенной медицинской специализации, работающий по стандартам. Но все забыли, что стандарты – это документ, регламентирующий оказание минимальной лечебно-диагностической помощи.

Вот то, что мы имеет сейчас, и что будет. Пациент сам по себе бежит, а доктор стоит рядом с таблеткой. Есть такая машина, там есть вопросы, ответы, диагнозы, лечение. Не нужно пациента щупать, слушать, смотреть, расспрашивать, все там есть, все машина подскажет. Сейчас у нас преобладает самолечение от безысходности, но необходимо грамотное самолечение, грамотное умение оказать себе помощь. Врачебная помощь дорогая во всем мире. Дальше развиваются и будут развиваться технологии самоконтроля, технологии, согласно которым информация непосредственно от больного будет поступать в обрабатывающие call-центры. И это неизбежно. Показатели тонометра, пульсоксиметра, лейкометра, анализатора выделений можно передать на расстоянии, нет необходимости записывать данные. Раньше были школы для обучения пациентов самолечению, сейчас такие школы будут развиваться. Далее будет персонализированная медицина. Становится возможной персонализация лечения артериальной гипертонии, атерогенной дислипидемии, болезни Альцгеймера.
Вопрос: Каким Вы видите будущее у специальности «патологоанатом»?
Ответ: Я полагаю, что сейчас без нее невозможно. Вот этот нелепый закон, что по религиозным соображениям родственники могут отказаться от вскрытия, нанес чудовищный вред. Потому что нужно видеть. Замечательно было написано по латыни: «Здесь мертвые учат жизни живых».

   

Коментарии:
Коментарии: 1
Анна Валентиновна18:21 08.02.2017

Авторизируйтесь, чтобы оставлять свои коментарии