Архив газеты
"Вестник МГНОТ"


Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Управление качеством медицинской помощи

Главный спонсор
Высшей Школы Терапии МГНОТ
Андрей Воробьев
При обсуждении нашего проекта MeDiCase® я чаще всего слышу именно этот вопрос. Хочу рассказать Вам, как все-таки обстоят дела с сотовой связью. Перед тем как взяться за подъем медицины в отдаленных населенных пунктах мы сначала изучили ситуацию со связью. У нас прошли автопробеги в 2009-2016 гг из Москвы сначала до Сахалина, потом - в Магадан, последний – на Ямал. Мы были на связи почти во всех населенных пунктах. По дороге было немало перегонов, где связь обрывалась, но чуть близится поселок как полоски уровня сигнала начинали расти. Бывало конечно мы сталкивались с отсутствием мобильной связи в поселках, но это встречалось редко. Вдохновившись красотой нашей необъятной страны, наличием в ней связи мы приступили к нашему проекту. Собрали кейсы, всё настроили, отладили, установили наше ПО и отправили все это в далекие, но прекрасные Карельские деревни. Схема работы системы MeDiCase следующая: первые звено системы это парамедик. Человек не имеет высшего медицинского образования, часто – вообще никакого медицинского образования. Несколько лет назад Минздрав страны издал-таки приказ о появлении уполномоченных на оказание первой помощи домовых хозяйств. Уполномоченных можно называть по-разному, можно – домовыми, можно – парамедиками, можно – помощниками врача: термин пока не устоялся. Парамедик обучен нами надевать манжету на руку и нажимать нужные кнопки на смартфоне. Например сейчас один из парамедиков библиотекарь, а другой - санитарка. Используя наш кейс со смартфоном, специальным программным обеспечением и набором медицинских датчиков, парамедик проводит опрос пациента и замер основных биометрических параметров, таких как артериальное давление, температура, уровень сахара в крови и пульсоксиметрия. Данные опроса и биометрии передаются на компьютер врачу в ЦРБ. Врач видит не просто ответы на вопросы, а он получает синдромальные, донозологические диагнозы, и ответы, на сновании которых диагнозы установлены. Это система поддержки принятия решения врача. На этом основании врач принимает решение о маршрутизации пациента. Так отрабатывается функция предварительного профилактического осмотра. В Карелии внедрение системы поддерживает Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Пока система MeDiCase внедрена в Пряжинской ЦРБ Республики Карелия и трех отдаленных населенных пунктах Пряжинского района. Когда населенные пункты будут обследованы кейсы переместят в другие поселки. В двух деревнях мы прекрасно получаем все данные, все работает, парамедики набирают пациентов, а вот одна деревня никак не может отправить данные. Стали созваниваться - в чем же дело? Мы знали, что в деревне этой связь плохая: ловит только один оператор и то, на втором этаже у одного окошка. Хорошо, что мы предусмотрели подобную ситуацию и построили систему таким образом, что при отсутствии связи парамедик видит какие результаты «не ушли» и он имеет возможность вручную принудительно их отправить. Инструктируем по телефону парамедика как это сделать и – вуаля! Все данные отправлены! Но не тут-то было. На сервере данные так и не появилось. Стали разбираться. Программисты задумчиво погрузились в разработку. Нашли ошибку. Срабатывал таймаут запроса, который не должен был срабатывать. Фактически это ошибка в программе, которую в условиях нормального соединения не удалось обнаружить. Ошибку то они исправили, оставался один вопрос - как обновить ПО на смартфоне, если связи в общем нет. Одно дело маленький пакет данных осмотра передать, другое - дело всю программу перезагружать. И тут мне парамедик объяснила, что у них есть горка, на которой отлично ловит связь и что она может туда подняться и все там сделать. И вот мы готовим ей пакет обновления. Полноценный МДМ-сервер еще не настроили. Обновлять надо вручную. Кидаем ей ссылку на почту, настроенную в смартфоне как-раз для такого случая. Все приготовления закончили, звоним ей. Просим подняться на горку. И, что вы думаете? Там выпал снег. В апреле – по колено и на горку она подняться не может. Вынуждена ждать пока снег сойдет. Мы проинструктировали как продолжить опросы в "аварийном" режиме и ждали «погодных условий». Кстати при большой облачности связь тоже ухудшается. И вот на следующий день звонит нам парамедик с горки. Снег растаял, небо ясное. Мы по телефону инструктируем её куда ткнуть, она все прекрасно делает и мы видим на смартфоне в не отправленных все «потерянные» опросы. Просим её повторить отправку и все уходит снова, мы уже видим все и на сервере. Проблема решена. Теперь, если сеть нестабильна и отправка прерывается, то парамедик это видит и может поискать место с лучшим покрытием. Возвращаясь к вопросу о жизни на Марсе и связи в отдаленных поселках: связь, все-таки, в большинстве случаев есть. Конечно бывают ситуации когда сеть плохая, когда её надо ловить, но побегать по поселку в поисках сети это не одно и тоже, что жизнь с полной изолированностью от общества. Есть решения для усиления сотового сигнала, есть спутниковая связь наконец. Все это совсем не так дорого как мы привыкли себе это представлять. Продолжаем набор пациентов. За первый месяц работы системы нам удалось набрать более 200 пациентов. В основном, люди предпенсионного или пенсионного возраста, подавляющее большинство – женщины. Должен оговориться, что трудно по полученным данным определить максимальную нагрузку на систему, так как на майских праздниках парамедики набирали не так активно, да и запуск работы одного из кейсов затянулся на полторы недели - никак парамедик не мог встретиться с фельдшером, чтоб получить кейс. Однако 200 профилактических осмотров для ЦРБ за месяц это отличный результат! Проанализировали предварительные результаты. Около половины обследованных имеют в анамнезе артериальную гипертонию. У трети обследованных выявленная артериальная гипертония по данным опроса, но это еще требует очного уточнения. Всего у чевтерти из них артериальное давление более 160 мм.рт.ст. Данный результат позволяет сделать заключение, что пациенты часто знают свой диагноз и достаочно хорошо контролирую гипертонию. Позже обсуждая это результат с Минздравсоцразвития Республики Карелия мы выяснили, что гипертония – массовая проблема и в регионе проводится специальная программа по артериальной гипертонии. Видимо это и позволило достичь столь хороших результатов. По сахарному диабету ситуация значительно лучше: диагноз диабета в анамнезе встретился у десятой части опрошенных, еще у каждого десятого решающие правила показывают подозрение на диабет. Повышен сахар у четверти опрошенных, впрочем, не все четко соблюдали требование исследования натощак: диабетики это знают хорошо, остальные относились к требованию «вольно». Всплыла проблема ХОБЛ. Эта диагностическая гипотеза сработала больше чем у половины опрошенных. Здесь и активные и пассивные курильщики, использование печей – все это полютанты, вызывающие проблемы с легкими. Нарушения зрения (подозрение на катаракту или глаукому) встретились почти у половины опрошенных. Также мы обнаружили проблему железодефицитных состояний. Возможно это связано с недоеданием мяса в деревнях. Своей скотины нет или мало, а покупное мясо достаточно дорого. Это медицинский диагноз требующий социальных решений. В целом работа системы стабильна. Жители деревень, фельдшера, парамедики, врачи и администрация ЦРБ, все положительно оценивают предложенную систему и надеются на её развитие. Впереди – контроль хронических неинфекционных болезней, экстренные ситуации.
   

Коментарии:
К данной статье нет ни одного коментария

Авторизируйтесь, чтобы оставлять свои коментарии